Гималаи – 2012 (Ладакх-малый Тибет) – 26.08-14.09.12
Добавлено: 26 сен 2012, 10:56
Гималаи – 2012 (Ладакх-малый Тибет) – 26.08-14.09.12.
Поход выпускался клубом "МТБ Донецк".
Участники:
Мурашов Андрей – руководитель, штурман, частично завхоз, г. Донецк.
Романюк Сергей – механик, переводчик, ответственный за культурную программу в походе, фотограф, г. Донецк. Все фотографии, которые будут опубликованы ниже, сделаны Сергеем.
Москаленко Геннадий – медик, эколог, г. Полтава.
Маршрут:
Донецк-Киев(поезд)-Дели(авиа)-Манали(джип).
Manali – перевал Roghtang(3980 m) – Keylong – Darcha – ZingZingbar – перевал Baralachala(4892 m) – Sarchu – Gata loop – перевал Nakeela(4950 m) – Whiskey Nullah – перевал Lachulungla(5065 m) – Pang – перевал Tanglangla(5360 m) – Leh – Rumbak – Leh (вело).
Лех-Дели-Киев(авиа)-Донецк(поезд).
В начале года, когда верстались планы по велопоходам, возникла идея побывать в Гималаях. Поэтому в планах появилась запись «Непал». Однако ближе к лету, когда я стал прорабатывать варианты подъезда и отъезда к району велопохода, оказалось, что не так просто с наших краев попасть в Непал – прямых рейсов нет, проблемы с багажом в аэропортах пересадки, итоговая стоимость авиаперелетов – все это отбивало охоту ехать в те края. В это время Сергей предложил более удобный вариант попадания в Гималаи, т.е. через Дели. Звонок Гены с аналогичным предложением окончательно решил судьбу этого похода. Т.е. решили поход делать и лететь через Индию.
В июне началась подготовка. Сначала были куплены авиабилеты до Дели, после этого были получены индийские полугодовые визы. В это же время проработали вариант заброски из Дели в Манали - начальную точку нашего похода, и закупили через интернет дешевые авиабилеты на рейс из Леха в Дели: с конечной точки велопохода в точку отлета на Украину.
Лех является крупнейшим городом области, которая называется Ладакх. В свою очередь Ладакх расположен в индийском штате Джамму и Кашмир, между горными хребтами Куньлунь и Гималаи. Эти территории являются спорными между Пакистаном и Индией. До 1974 года район был закрыт для посещения иностранцами, однако в настоящее время правительство Индии достаточно сильно развивает туризм. На этих территориях проживают преимущественно тибетцы, хотя и много жителей индоевропейского происхождения, преобладающей религией является буддизм, имеется большая диаспора мусульман. После аннексии тибетских территорий Китаем, правительство Тибета во главе с Далай Ламой переехало в Ладакх.
В связи с близостью Пакистана в данном регионе расположено большое количество военных баз. У нас, по крайней мере, сложилось впечатление, что военных в некоторых населенных пунктах больше, чем мирного населения. Из-за сложной обстановки с терактами, которые имели место быть в тех краях, в аэропортах приняты усиленные меры безопасности. В самолетах запрещается ручная кладь. Максимум с собой можно взять фотоаппарат. Кроме прохождения через металлоискатели, каждого пассажира обыскивают еще и вручную. Отдельно женщин, отдельно мужчин. Из-за проблем с багажом, многие туристы по окончанию походов избавляются по дешевке от снаряжения и оборудования. Поэтому в местных туристических магазинах можно увидеть довольно добротное и иногда уникальное турснаряжение за вполне приличные деньги. Нам повезло, первоначально разрешили сдать в багаж по 20 кг, включая велосипеды. Однако, когда мы приехали в аэропорт уточнить время отправления самолета из Леха в Дели, нам сказали, что можем перевезти до 30 кг, включая вес велосипедов. Поэтому не пришлось платить ни за перегабарит, ни за перевес багажа.
Оправдала себя и предварительная покупка билетов. Если мы потратили по 70$ за билет от Леха до Дели, то встреченному нами парню из Калининграда при попытке покупки билета за три дня до отлета уже предложили цену более, чем за 650$.
Планирующим велопоходы в тех краях, я бы посоветовал серьезно отнестись к горной болезни и к количеству и качеству воды. Основной наш маршрут проходил на высотах, в диапазоне 4000-4700 метров над уровнем моря. Первые признаки горной болезни у нас проявились на высотах примерно 3500 метров. Правильное планирование маршрута и заблаговременное приобретение препаратов от горной болезни помогло нам избежать серьезных проблем. Надо сказать, что многие туристы, прибывающие в те края, пренебрежительно относятся к горной болезни. И в результате - многих, начинающих свой маршрут из Леха, который находится на высоте примерно 3500 метров над уровнем моря, приходится экстренно эвакуировать. Наш же маршрут проходил в обратном направлении, т.е. мы начинали с высот, чуть более 2000 метров, набирали высоту плавно, после чего сбрасывали, насколько это было возможно, и, в результате, даже самый высокий перевал Танглангла, который высотой 5360 метров, прошли без особых проблем.
Когда мы достигли населенного пункта Дарчу, то встретили блок-пост, на котором военные записали наши паспортные данные и на видеокамеру сняли, как доктор мерял каждому давление. Было это уже под 4000 метров. Здесь же располагался пункт помощи. Т.е. посетителей района с явными признаками горной болезни размещали в медицинском палаточном лагере на адаптацию. Впоследствии мы неоднократно по пути следования встречали подобные лагеря. Транспорт, который едет из Манали в Лех, останавливается в обязательном порядке на одну ночь в одном из придорожных кемпингов. Делается это для того, чтобы люди хоть как-то прошли адаптацию и избежали горной болезни.
Перед самым походом нам удалось в магазине «Вертикаль» приобрести препарат «Микропур». Одной таблетки хватает на очистку одного литра воды. Бросаешь в бутылку таблетку и через полчаса можно смело пить воду. Надо сказать, что многие иностранные группы, которых мы встречали по пути, тоже пользовались микропуром для очистки воды.
Нами были встречены по дороге группы из Чехии, Венгрии, Японии, семья (муж, жена и ребенок 5-6 лет) из Австралии, англичанин с группой индусов, испанец, малазиец. Непонятная группа девушек на велосипедах, американцы и еще одна группа неизвестного происхождения.
Многие туристы, путешествующие в тех местах, берут пакетные туры. Путешествуют преимущественно на велосипедах. Хотя много и мототуров, на каяках и пешком. К примеру, по долине реки Марха идут с проводниками, всю поклажу, включая рюкзаки, палатки и еду, везут на ослах. Идут налегке. Также поступают и в случае велотуров. Едут с машиной сопровождения, на которой везут дополнительные велосипеды и палатки и т.д. Участники тура только крутят педали и доезжают до очередной стоянки, где их уже ждет очередной лагерь с ужином. Утром сопровождающий персонал снимает лагерь, убирает и моет посуду, готовит еду. Так перемещаются по всему маршруту.
Нашу озабоченность вызывала густота населенки. Когда мы ехали из Дели в Манали, то обратили внимание, что город просто не заканчивается. Я спросил у водителя, сколько людей проживает в Дели. На что был получен ответ, что 16 млн. жителей в городе и 300 млн. с окрестностями. Решив, что ослышался, переспросил, 300 млн. – повторил водитель. При этом сказал, что за Манали практически нет населенки. Но это в его понятии оказалось, что нет населенки ! Густая населенка тянулась еще многие километры после первого перевала Рахтанг.
Как я писал выше, поход в основном проходил на высотах, в диапазоне 4000-4700 метров. Значительная часть маршрута представляет из себя высокогорную пустыню, в которой вода – проблема, растительность – проблема. На маршруте горные перевалы открыты всего примерно три месяца в году и где-то с 15 сентября закрываются до следующего сезона. Поэтому мы старались выехать обратно до этой даты. Иногда, из-за погоды авиарейсы отменяются и переносятся. Поэтому мы приобрели билеты на 11 сентября с таким расчетом, чтобы у нас были сутки в запасе на всякий случай. Вылет из Дели у нас был намечен на 13 сентября на 5.35 утра. В результате с погодой нам повезло, и мы успели полтора суток провести в Дели. Движение в Индии левостороннее, однако, переход произошел без особых проблем. По крайней мере, несмотря на загруженность Делийских дорог, мы достаточно резво по ним проехали и 11 числа, и 12 числа, в день, когда в ночь отправились в аэропорт. Посадка на наш обратный рейс началась в час ночи.
И тибетская и индийская еда действительно, как говорят и пишут многие, сильно перченая. Однако для нас или делали скидку, что мы иностранцы, или же наше группа любит перченую еду. Другими словами особых проблем мы не испытали в этом плане. При этом, когда мы пытались хозяину заведения объяснить, чтобы нам не клали перец, то в ответ мы видели только улыбку и на любые наши слова мы получали только фразу «Ок». Т.е. нас не понимали. Зато хорошо понимали слова «райс», «дал», «вэгэтэйбл» и «ти милк». С мясом были проблемы, т.е. мясо в тех краях там не едят. Мы везли с собой домашнюю тушенку, специальным образом изготовленную для похода, сало и небольшое количество гречневой крупы. Впрочем, эти продукты запрещены для ввоза в Индию. Однако нам удалось их провезти, голод не тетка. Уже на месте закупали рис, макаронные изделия и картошку. Закупку делали в Манали, так как далее по маршруту закупиться негде. В Манали же закупали бензин на поход. По результатам похода в день расход бензина у нас был примерно 350 мл.
В первой части маршрута движение на дороге достаточно оживленное, однако, чем выше мы подымались, тем меньше становилось транспорта и тем меньше становилась населенной местность. Дорога Манали – Лех имеет соотношении грунт/асфальт примерно 40/60. Скорей всего никогда не будет полностью асфальтированной. Хотя несколько дней асфальт на дороге присутствовал почти полностью. По первоначальному плану за поселком Лато мы должны были свернуть влево в сторону перевала Лалунгла и выехать в долину реки Маркха. Однако, достигнув этого населенного пункта и взяв с собой на разведку GPS, мы с Сергеем выяснили, что путь через перевал Лалунгла представляет из себя жесткую пешеходку вдоль реки да еще с двумя промежуточными почти пятитысячными перевалами. Решено было ехать альтернативным маршрутом через Упши. Достигнув Леха и оставив вещи в гест-хаузе, мы все-таки сделали радиальную попытку попасть в долину реки Маркха. Путь от Леха до Румбака пролегает по национальному парку. Сначала идет дорога, накатанная джипами, далее же, примерно через километра полтора после начала джиповой дороги, начинается обычная пешеходка. По ней вдоль реки мы и доехали до поселка Румбак. Примерно половину пути пришлось пройти пешком. Встреченные по пути проводники пешеходных групп в восторге начинали с нами фотографироваться и утверждали, что мы первые на их памяти здесь с велосипедами и не советовали нам двигаться дальше Румбака. По итогу можно с уверенностью сказать, что путь на Маркху и вдоль Маркхи это действительно пешеходка.
Мы везли с собой тент, приспособленный для установки на равнине.В результате устанавливали его всего два раза. Дожди были, однако большее неудобство у нас вызывали не осадки, так как ехали по пустыне, а сильные ветра. Температура опускалась до плюс 2 утром. Ветра были пронизывающие и были вечера, когда приходилось использовать всю теплую одежду, которую брали с собой. Спальники брали с собой зимние. Однако даже на высотах под пять тысяч метров температура не опустилась за поход ниже нуля градусов. Когда проезжали пятитысячные перевалы, то ехали в теплых вещах. Кроме того, курточка от дождя и непромокаемые перчатки всегда были рядом.
Поход выпускался клубом "МТБ Донецк".
Участники:
Мурашов Андрей – руководитель, штурман, частично завхоз, г. Донецк.
Романюк Сергей – механик, переводчик, ответственный за культурную программу в походе, фотограф, г. Донецк. Все фотографии, которые будут опубликованы ниже, сделаны Сергеем.
Москаленко Геннадий – медик, эколог, г. Полтава.
Маршрут:
Донецк-Киев(поезд)-Дели(авиа)-Манали(джип).
Manali – перевал Roghtang(3980 m) – Keylong – Darcha – ZingZingbar – перевал Baralachala(4892 m) – Sarchu – Gata loop – перевал Nakeela(4950 m) – Whiskey Nullah – перевал Lachulungla(5065 m) – Pang – перевал Tanglangla(5360 m) – Leh – Rumbak – Leh (вело).
Лех-Дели-Киев(авиа)-Донецк(поезд).
В начале года, когда верстались планы по велопоходам, возникла идея побывать в Гималаях. Поэтому в планах появилась запись «Непал». Однако ближе к лету, когда я стал прорабатывать варианты подъезда и отъезда к району велопохода, оказалось, что не так просто с наших краев попасть в Непал – прямых рейсов нет, проблемы с багажом в аэропортах пересадки, итоговая стоимость авиаперелетов – все это отбивало охоту ехать в те края. В это время Сергей предложил более удобный вариант попадания в Гималаи, т.е. через Дели. Звонок Гены с аналогичным предложением окончательно решил судьбу этого похода. Т.е. решили поход делать и лететь через Индию.
В июне началась подготовка. Сначала были куплены авиабилеты до Дели, после этого были получены индийские полугодовые визы. В это же время проработали вариант заброски из Дели в Манали - начальную точку нашего похода, и закупили через интернет дешевые авиабилеты на рейс из Леха в Дели: с конечной точки велопохода в точку отлета на Украину.
Лех является крупнейшим городом области, которая называется Ладакх. В свою очередь Ладакх расположен в индийском штате Джамму и Кашмир, между горными хребтами Куньлунь и Гималаи. Эти территории являются спорными между Пакистаном и Индией. До 1974 года район был закрыт для посещения иностранцами, однако в настоящее время правительство Индии достаточно сильно развивает туризм. На этих территориях проживают преимущественно тибетцы, хотя и много жителей индоевропейского происхождения, преобладающей религией является буддизм, имеется большая диаспора мусульман. После аннексии тибетских территорий Китаем, правительство Тибета во главе с Далай Ламой переехало в Ладакх.
В связи с близостью Пакистана в данном регионе расположено большое количество военных баз. У нас, по крайней мере, сложилось впечатление, что военных в некоторых населенных пунктах больше, чем мирного населения. Из-за сложной обстановки с терактами, которые имели место быть в тех краях, в аэропортах приняты усиленные меры безопасности. В самолетах запрещается ручная кладь. Максимум с собой можно взять фотоаппарат. Кроме прохождения через металлоискатели, каждого пассажира обыскивают еще и вручную. Отдельно женщин, отдельно мужчин. Из-за проблем с багажом, многие туристы по окончанию походов избавляются по дешевке от снаряжения и оборудования. Поэтому в местных туристических магазинах можно увидеть довольно добротное и иногда уникальное турснаряжение за вполне приличные деньги. Нам повезло, первоначально разрешили сдать в багаж по 20 кг, включая велосипеды. Однако, когда мы приехали в аэропорт уточнить время отправления самолета из Леха в Дели, нам сказали, что можем перевезти до 30 кг, включая вес велосипедов. Поэтому не пришлось платить ни за перегабарит, ни за перевес багажа.
Оправдала себя и предварительная покупка билетов. Если мы потратили по 70$ за билет от Леха до Дели, то встреченному нами парню из Калининграда при попытке покупки билета за три дня до отлета уже предложили цену более, чем за 650$.
Планирующим велопоходы в тех краях, я бы посоветовал серьезно отнестись к горной болезни и к количеству и качеству воды. Основной наш маршрут проходил на высотах, в диапазоне 4000-4700 метров над уровнем моря. Первые признаки горной болезни у нас проявились на высотах примерно 3500 метров. Правильное планирование маршрута и заблаговременное приобретение препаратов от горной болезни помогло нам избежать серьезных проблем. Надо сказать, что многие туристы, прибывающие в те края, пренебрежительно относятся к горной болезни. И в результате - многих, начинающих свой маршрут из Леха, который находится на высоте примерно 3500 метров над уровнем моря, приходится экстренно эвакуировать. Наш же маршрут проходил в обратном направлении, т.е. мы начинали с высот, чуть более 2000 метров, набирали высоту плавно, после чего сбрасывали, насколько это было возможно, и, в результате, даже самый высокий перевал Танглангла, который высотой 5360 метров, прошли без особых проблем.
Когда мы достигли населенного пункта Дарчу, то встретили блок-пост, на котором военные записали наши паспортные данные и на видеокамеру сняли, как доктор мерял каждому давление. Было это уже под 4000 метров. Здесь же располагался пункт помощи. Т.е. посетителей района с явными признаками горной болезни размещали в медицинском палаточном лагере на адаптацию. Впоследствии мы неоднократно по пути следования встречали подобные лагеря. Транспорт, который едет из Манали в Лех, останавливается в обязательном порядке на одну ночь в одном из придорожных кемпингов. Делается это для того, чтобы люди хоть как-то прошли адаптацию и избежали горной болезни.
Перед самым походом нам удалось в магазине «Вертикаль» приобрести препарат «Микропур». Одной таблетки хватает на очистку одного литра воды. Бросаешь в бутылку таблетку и через полчаса можно смело пить воду. Надо сказать, что многие иностранные группы, которых мы встречали по пути, тоже пользовались микропуром для очистки воды.
Нами были встречены по дороге группы из Чехии, Венгрии, Японии, семья (муж, жена и ребенок 5-6 лет) из Австралии, англичанин с группой индусов, испанец, малазиец. Непонятная группа девушек на велосипедах, американцы и еще одна группа неизвестного происхождения.
Многие туристы, путешествующие в тех местах, берут пакетные туры. Путешествуют преимущественно на велосипедах. Хотя много и мототуров, на каяках и пешком. К примеру, по долине реки Марха идут с проводниками, всю поклажу, включая рюкзаки, палатки и еду, везут на ослах. Идут налегке. Также поступают и в случае велотуров. Едут с машиной сопровождения, на которой везут дополнительные велосипеды и палатки и т.д. Участники тура только крутят педали и доезжают до очередной стоянки, где их уже ждет очередной лагерь с ужином. Утром сопровождающий персонал снимает лагерь, убирает и моет посуду, готовит еду. Так перемещаются по всему маршруту.
Нашу озабоченность вызывала густота населенки. Когда мы ехали из Дели в Манали, то обратили внимание, что город просто не заканчивается. Я спросил у водителя, сколько людей проживает в Дели. На что был получен ответ, что 16 млн. жителей в городе и 300 млн. с окрестностями. Решив, что ослышался, переспросил, 300 млн. – повторил водитель. При этом сказал, что за Манали практически нет населенки. Но это в его понятии оказалось, что нет населенки ! Густая населенка тянулась еще многие километры после первого перевала Рахтанг.
Как я писал выше, поход в основном проходил на высотах, в диапазоне 4000-4700 метров. Значительная часть маршрута представляет из себя высокогорную пустыню, в которой вода – проблема, растительность – проблема. На маршруте горные перевалы открыты всего примерно три месяца в году и где-то с 15 сентября закрываются до следующего сезона. Поэтому мы старались выехать обратно до этой даты. Иногда, из-за погоды авиарейсы отменяются и переносятся. Поэтому мы приобрели билеты на 11 сентября с таким расчетом, чтобы у нас были сутки в запасе на всякий случай. Вылет из Дели у нас был намечен на 13 сентября на 5.35 утра. В результате с погодой нам повезло, и мы успели полтора суток провести в Дели. Движение в Индии левостороннее, однако, переход произошел без особых проблем. По крайней мере, несмотря на загруженность Делийских дорог, мы достаточно резво по ним проехали и 11 числа, и 12 числа, в день, когда в ночь отправились в аэропорт. Посадка на наш обратный рейс началась в час ночи.
И тибетская и индийская еда действительно, как говорят и пишут многие, сильно перченая. Однако для нас или делали скидку, что мы иностранцы, или же наше группа любит перченую еду. Другими словами особых проблем мы не испытали в этом плане. При этом, когда мы пытались хозяину заведения объяснить, чтобы нам не клали перец, то в ответ мы видели только улыбку и на любые наши слова мы получали только фразу «Ок». Т.е. нас не понимали. Зато хорошо понимали слова «райс», «дал», «вэгэтэйбл» и «ти милк». С мясом были проблемы, т.е. мясо в тех краях там не едят. Мы везли с собой домашнюю тушенку, специальным образом изготовленную для похода, сало и небольшое количество гречневой крупы. Впрочем, эти продукты запрещены для ввоза в Индию. Однако нам удалось их провезти, голод не тетка. Уже на месте закупали рис, макаронные изделия и картошку. Закупку делали в Манали, так как далее по маршруту закупиться негде. В Манали же закупали бензин на поход. По результатам похода в день расход бензина у нас был примерно 350 мл.
В первой части маршрута движение на дороге достаточно оживленное, однако, чем выше мы подымались, тем меньше становилось транспорта и тем меньше становилась населенной местность. Дорога Манали – Лех имеет соотношении грунт/асфальт примерно 40/60. Скорей всего никогда не будет полностью асфальтированной. Хотя несколько дней асфальт на дороге присутствовал почти полностью. По первоначальному плану за поселком Лато мы должны были свернуть влево в сторону перевала Лалунгла и выехать в долину реки Маркха. Однако, достигнув этого населенного пункта и взяв с собой на разведку GPS, мы с Сергеем выяснили, что путь через перевал Лалунгла представляет из себя жесткую пешеходку вдоль реки да еще с двумя промежуточными почти пятитысячными перевалами. Решено было ехать альтернативным маршрутом через Упши. Достигнув Леха и оставив вещи в гест-хаузе, мы все-таки сделали радиальную попытку попасть в долину реки Маркха. Путь от Леха до Румбака пролегает по национальному парку. Сначала идет дорога, накатанная джипами, далее же, примерно через километра полтора после начала джиповой дороги, начинается обычная пешеходка. По ней вдоль реки мы и доехали до поселка Румбак. Примерно половину пути пришлось пройти пешком. Встреченные по пути проводники пешеходных групп в восторге начинали с нами фотографироваться и утверждали, что мы первые на их памяти здесь с велосипедами и не советовали нам двигаться дальше Румбака. По итогу можно с уверенностью сказать, что путь на Маркху и вдоль Маркхи это действительно пешеходка.
Мы везли с собой тент, приспособленный для установки на равнине.В результате устанавливали его всего два раза. Дожди были, однако большее неудобство у нас вызывали не осадки, так как ехали по пустыне, а сильные ветра. Температура опускалась до плюс 2 утром. Ветра были пронизывающие и были вечера, когда приходилось использовать всю теплую одежду, которую брали с собой. Спальники брали с собой зимние. Однако даже на высотах под пять тысяч метров температура не опустилась за поход ниже нуля градусов. Когда проезжали пятитысячные перевалы, то ехали в теплых вещах. Кроме того, курточка от дождя и непромокаемые перчатки всегда были рядом.