Открытое письмо

Обсуждение туристской бюрократии. Вопросы, ответы.

Открытое письмо

Сообщение Командор » 22 янв 2011, 22:07

На Форуме Харьковского областного Туристско-спортивного союза http://www.fst-tss.kharkov.ua/viewtopic.php?f=20&t=52&sid=8a677bc862b8776d5f281c2ec3dcb088&start=10 опубликовано Письмо Президенту ФСТ Украины Матвиенко А.С. Приглашаем всех заинтересованных поговорить.Есть над чем задуматься. А если возникнет желание вытянуть шашку из ножен и порубить всех на мелкие куски, не спешите. Пусть рука замрет у эфеса. Остановится учащенное сердцебиение возмущенное возмущением. И когда наступит равновесие между разумом и внезапным негодованием, можно приступить к чтению.

"Данное письмо составлено на основании консультаций с основными велокомиссиями и не равнодушными к состоянию дел в украинском велотуризме велотуристами. Их анонимное согласие с высказанными в письме проблемами нам вполне понятно, в связи с возможной неадекватной обратной реакцией руководства Украинской велокомиссии, и мы благодарим всех за высказанные мнения и поддержку.

Президенту Федерации спортивного
туризма Украины
Матвиенко А.С.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО


Резонансные события, связанные с проведением очередного Чемпионата Украины по спортивному велотуризму в Донецке, и связанные с его проведением недостатки, ещё раз подтверждают то, что в последние десятилетия украинский велотуризм мало того, что не прогрессировал, но и утратил свои прежние позиции по всему спектру показателей.
Конечно, трудности, произошедшие за последнее время, как в мире, так и в стране, наложили свой отрицательный отпечаток и на развитие велотуризма. Однако не до такой же степени, когда вместо 15 команд, приезжавших на Республиканские соревнования ранее, проводимые, тогда ещё Республиканской велокомиссией, находившейся в Харькове, в нынешних всеукраинских соревнованиях принимает участие всего три.
Это сколько же нужно было ничего не делать для Украины, чтобы достичь таких результатов, по сути, похоронив то, что было и, не родив взамен ничего хорошего? Кроме того, сам процесс организации и проведения нынешних соревнований, благодаря нынешнему руководству украинской велокомиссии, бессменному куратору велотуризма г-ну. Соколову В.А., стал каким-то сложным, запутанным и авторитарным мероприятием.
А это, в свою очередь, приводит к таким же сложным, запутанным, авторитарным и, в конечном итоге, необъективным его результатам.
В последнее время нарушения Правил при проведении всеукраинских соревнований выражаются в:
- некачественной и во многом непрофессиональной организации соревнований;
- необъективности судейства, подтасовке результатов главными судейскими коллегиями;
- явных приписках (в том числе количества команд), создании «липовых» сборных Украины, как говорится, «не отходя от кассы» и дополнительных команд из людей далёких от велотуризма для создания мнимой массовости команд, как с нарушением норм безопасности, так и вопреки нормам этики и приличия;
- допуске мандатными комиссиями на соревнования 4 класса участников, не достигших совершеннолетия, а также участников с несоответствием их спортивных разрядов классу соревнований;
- некачественной, связанной в первую очередь с безопасностью проведения соревнований, подготовке дистанций (велокросс на бетонной набережной в Малом маяке на Кубке Украины в 2009 году, опасная разметка триала, отсутствии маркировки трассы велокросса на Чемпионате Украины в Донецке в 2010году и т.д.);
- комплектовании, «на скорую руку», нескольких команд из трёх реальных команд и допуск их к соревнованиям без предварительных заявок;
- присуждении первых трёх мест при недостаточном количестве участвующих команд, на основании которых, впоследствии, присваиваются необоснованные (фиктивные) спортивные разряды по туризму;
- отсутствии свободного доступа к информации о результатах соревнований, не опубликовании их на сайте ФСТУ, что является одним из стимулов для фальсификации результатов;
- выборочном распределении материального обеспечения судей, и спонтанное использование подручных средств для оборудования и разметки этапов соревнований.
- упорное нежелание организаторов украинских соревнований по спортивному велотуризму признать факт нерационального использования финансовых средств на содержание главной судейской коллегии, старших судей на дистанции и спортивных судей на отдельных этапах, ввиду того, что общее количество судей (20 – 25 человек), превышает количество участников в участвующих в соревнованиях команд (15 – 20 человек).
Всё это безобразие, и многое другое, уже становится самим Правилом, и в этом основная вина лежит на нынешнем руководстве украинской велокомиссии, которая «не замечает», не пресекает всё вышеперечисленное, а иногда и способствует многочисленным фальсификациям. Все эти бесчестные способы убедить общественность в якобы полноценной деятельности украинской велокомиссии, а на самом деле её имитации, не только наносят урон в деле развития велотуризма на Украине, но и опускают престиж всей Федерации, особенно в глазах нынешнего, молодого поколения велотуристов.
Начиная с 1981 года, при дальнейшей работе украинской велокомиссии под руководством г. Соколова В.А., а в дальнейшем г.г. Певцова Д.Д. и Васильева Ю.К., по нашему мнению состояние велотуризма на Украине, к большому сожалению, значительно ухудшилось, что привело к снижению одного из основных критериев развития туризма - его массовости. Агитационная, массово-пропагандистская работа украинской велокомиссии свелась к одному лишь проведению соревнований по велотуризму, которые в силу своей специфики (удалённость), а также учитывая их неудовлетворительную организацию, не могут быть полноценным зрелищным агитационным мероприятием.
В связи с участившейся в украинской велокомиссии практикой кулуарных обсуждений и почти полным отсутствием принятия коллегиальных решений по существенным и принципиальным для велотуризма вопросам, в последнее время утратилась полноценная и доверительная связь с велокомиссиями на местах.
Не проводятся учебные мероприятия, семинары, сборы, стимулирующие работу активистов областных велокомиссий, давно отсутствует своевременная информация по насущным, злободневным темам спортивного велотуризма на сайте ФСТУ. Более того, серьёзные темы, поднимаемые для обсуждения самими велотуристами на туристских форумах Днепропетровска, Донецка, Харькова и других городов, требующие для их решения активного участия украинской велокомиссии, почему-то ею игнорируются. В связи с этим, и поднятые на сайтах темы «варятся в собственном соку». Поэтому нет однозначных по ним решений, нет на них объективного мнения велокомиссии ФСТУ, а принимаемые ею же решения, происходят, как правило, без учёта мнений низовых комиссий.
Слабое освещение велотуристских мероприятий в СМИ, отсутствие их заблаговременного анонсирования, отсутствие методических материалов, инструкций, программ по подготовке кадров в велотуризме, отсутствие школ профессионального, украинского масштаба по СИП, СТП, ВТП, а из-за погони за походами высшей категории сложности - отсутствие стимуляции проведения низовыми комиссиями походов выходного дня и некатегорированных походов, являющихся основой массовости в туризме, так же отрицательно характеризуют работу украинской велокомиссии.
Все эти проблемы говорят о том, что нынешнее бюрократическое руководство украинской велокомиссии возглавляемое г-м. Соколовым В.А., не в состоянии и, главное, не желает претворять в жизнь какие-либо перспективные планы, кроме личных.
При всём этом нельзя не вспомнить и о некоторых «достижениях»:
1. Уже упоминавшиеся ранее соревнования. Мало того, что они убоги в плане организации и проведения, они, при этом, позволяют стать Мастером спорта по туризму, не вникая в его суть, и не ходя в походы, любому малолетке умеющему прыгать на велосипеде, особенно если мандатная комиссия никакая непринципиальная. В связи с этим, постепенно выхолащивается суть соревнований по технике велосипедного туризма, которые превращаются в соревнования по езде на велосипеде. В связи со значительным падением уровня массовости в велотуризме, нужно было бы подумать о том, стоит ли проводить столько «натянутых» соревнований, Кубков и Чемпионатов, когда уже явно не хватает участников для их проведения, а больше выделять денежных средств на проведение учебных, агитационных мероприятий, позволяющих пополнять ряды членов велотуристских секций. Кстати, проведение соревнований по нынешним Правилам вызывают много нареканий, а предложения о необходимости их усовершенствования, требующие как раз коллективного творчества всех опытных велотуристов Украины, были высказаны и записаны в «Концепции развития велотуризма в Украине» ещё в 2007 году, но «воз и ныне там».
2. В какой-то степени благополучие и массовость в украинском велотуризме имитировались и имитируются нынешним председателем г. Васильевым Ю.К,. который в силу своей преподавательской деятельности в одном из вузов Харькова имеет перманентный студенческий резерв. Этот резерв постоянно используется для участия в походах и различных велотуристских мероприятиях. Само по себе это, тоже очень хорошо, но налицо подмена новаторской активизации работы украинской велокомиссии старыми, привычными, проверенными штампами, когда легче собрать и выставить 2-3 команды студентов из одного, родного вуза, чем, к примеру, провести агитационные и методические мероприятия в 2-3 вузах и получить по одной команде от каждого. А именно в этом, и должны быть стимулирующие посылки для областных комиссий, исходящие от велокомиссии ФСТУ.
3. Несомненным достижением является усовершенствование предоставления положительных “звитив” и отчетов о проведенных мероприятиях. Здесь, ввиду отсутствия гласности, полная свобода творчества. Потому что, если СИП проведенный в Крыму, в 2010м году, г. Соколовым В.А., вызвал удручающее впечатление у его слушателей (высказанное ими на форумах), то со стороны организаторов никаких замечаний нет, а «высказанное «теми» на форумах», не принимается в расчет, даже для того, чтобы сделать, хоть какие-либо полезные выводы для подготовки и организации последующих подобных мероприятий.
К слову сказать, до перехода правления, тогда ещё, Республиканской велокомиссии, работавшей в Харькове, в 1981году под юрисдикцию Киева (т.е. Соколова В.А.), а точнее, уже в 1977 году, 17 областей Украины, включая Киевскую, имели своих инструкторов по велотуризму. Именно их наработки и достижения по популяризации велотуризма на Украине, да и в СССР, позволили некоторое время после 1981года, «продержать на плаву», украинский велотуризм теми, кто в настоящее время, если его и не похоронил, в угоду своей выгоде (в чём уже мало кто сомневается), то направил в узко-заинтересованное русло, не имеющее никакого отношения к развитию и совершенствованию велотуризма на Украине.
4. Попытки г-на. Соколова В.А. превратить украинскую велокомиссию в методический центр посредством своих посредственных «новаторских», теоретических разработок в велотуризме, способствовали разъединению велотуристов Украины, вызвали споры, которые привели к разногласиям. При этом не предпринимается никаких действий для изменения этой ситуации путём всеобщего обсуждения спорных вопросов для достижения консенсуса. Г-н Соколов В.А. с меньшинством, поддерживающим его, утверждает свои решения через ФСТУ, как правило, не проводя предварительного широкого обсуждения для получения объективного мнения. К примеру, к таким неоднозначным, дискутируемым в кулуарах уже многие годы, основополагающим для туризма вопросам, относятся: а) методика определения категории сложности велотуристских маршрутов, б) введение велопоходов 4-й и 5-й категорий сложности в Крыму и Карпатах, в) изменение нормативов категорирования велопоходов (снижение требований). За прошедший год членам Республиканской велокомиссии не было выслано ни одного документа для обсуждения или согласования. Все решения принимаются единолично и самостоятельно г-м Соколовым В.А.
5. Нынешняя методика определения категории сложности велопохода слишком несовершенна. Математическая основа данной методики иногда граничит со здравым смыслом, когда на ровном месте нужно считать бугорки и их высоту, чтобы вычислить набор высоты, позволяющий на равнине сделать горный велопоход. Эта методика, являющаяся «новаторской» разработкой г. Соколова В.А., в принципе, позволяет в любом районе провести велопоход любой категории сложности. В то же время, Перечень классифицированных маршрутов - основной документ, позволяющий объективно оценить район путешествия, максимальную категорию сложности проводимых в нём походов и увидеть сравнительную нитку маршрута, предан забвению, и вся надежда на его обновление, и возрождение, угасает с каждым годом. Всё это вызывает разногласия в подходах к оценке категорий сложности в Украине, которые в настоящее время необходимо решать с учетом ранее изданных Перечней классифицированных туристских маршрутов как прошлых лет (1973 - 1990 г.г.), так и с учетом нынешних Перечней Российской Федерации и других стран СНГ, с целью согласования Украинского Перечня классифицированных велотуристских маршрутов с Перечнями России и СНГ.
В настоящее время в России уже утвержден новый Перечень классифицированных маршрутов на 2009 – 2012 годы. В Украине необходимо составить Перечень классифицированных маршрутов Украины (с обязательным учетом позиции, стиля, требований и т.д., Перечня классифицированных велотуристских маршрутов ЦМКК России). Разработать и включить в Украинский Перечень список эталонных маршрутов велосипедных походов по основным туристским районам России и других стран СНГ. Невозможно допускать, чтобы Мастера спорта Украины, КМС, перворазрядники по причине меньшей подготовки, меньшего опыта, меньших требований не могли участвовать в Чемпионатах СНГ по спортивному велотуризму (в рамках Чемпионатов СНГ по спортивному туризму).
6. Следующий острый вопрос, давно требующий разрешения, – внедрение г-м. Соколовым В.А. походов 4-й и 5-й категорий сложности в Крыму и Карпатах. Это нововведение не только неоднозначно воспринимается, но и не поддерживается основной частью велотуристов Украины. Тем не менее, по настойчивой позиции г-на Соколова В.А, утверждается ошибочное мнение о возможности и правомерности проведения велосипедных спортивных путешествий 4 – 5 категорий сложности на территории Украины (районы Крыма и Карпат). По нашему мнению, преследуя совершенно неспортивные цели, игнорируя десятилетиями признаваемые в СССР, а ныне в СНГ правила, что по велотуризму предельные категории сложности велопутешествий в Крыму - не выше 3 категории сложности, а в Карпатах - не выше 4 категории сложности, вопреки правилам логичного построения туристских маршрутов со встречающимися при его прохождении естественными, а не надуманными препятствиями, разрабатываются и выдумываются искусственные велосипедные маршруты 4-й и 5-й категорий сложности в вышеназванных районах. Искусственное завышение категорий сложности спортивных велопутешествий в Крыму и в Карпатах вводит в заблуждение молодых спортсменов, которые могут пройти требуемое для присвоения 1 разряда, КМС и Мастера спорта Украины, количество велотуристских походов (в частности 4 и 5 категорий сложности), не приобретя при этом достаточной и всеобъемлющей туристской подготовки, не пройдя походов на деле, ни в тайге, ни в тундре, ни в высокогорье, ни в пустынных районах, ни в малонаселенных местностях, ни на территориях с повышенной влажностью, гнусом и заболоченностью, не умея при этом рассчитать вид и запас продуктов питания, составить оптимальный специфичный для данного похода список группового и личного снаряжения, не имея навыков действий в автономных и экстремальных погодных условиях.
Приобретение туристского опыта предполагает изучение природных условий и прохождение естественных препятствий, характерных для различных географических районов. Физико-географические параметры туристского района существенно влияют на специфичность, как самого маршрута, так и на его подготовку. Именно преодоление разнообразных естественных препятствий, является практической основой накопления багажа знаний, умений и навыков в туризме вообще и расширения арсенала техники велотуризма в частности, значительно повышая уровень безопасности при проведении более сложных велопоходов. Имея возможность выполнять требования по спортивному велотуризму вплоть до Мастера спорта, не выезжая за пределы Украины, участники и руководители будут приобретать узкий, формальный, а не всесторонний практический туристский опыт. Опыт, который, к примеру, уже необходим в летних и межсезонных походах по Западному Тянь-Шаню, когда порой требуется пересмотр туристского опыта в составе участников группы. Велопоходы 4-й и 5-й категорий сложности по Крыму и Карпатам, с большим количеством идентичных локальных препятствий, которые в категорированных маршрутах должны быть логичны, и не быть довольно протяженными, порой переходят в одно сплошное локальное препятствие, преодолеваемое велотуристами, как правило, пешком. При этом логичный для велотуризма дневной пробег на велосипедах, заменяется пресловутым набором высоты любым способом. Включение же большого количества локальных препятствий в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и служит лишь косвенным фактором, повышающим сложность похода за счёт затрат времени на их преодоление и, соответственно, увеличения интенсивности прохождения маршрута.
Снижение уровня опытности велотуристов при возможности прохождения походов высшей категории сложности только в пределах Украины, в дальнейшем, несомненно, отразится на снижении уровня опыта и квалификации, будущих членов МКК, что, в свою очередь, снизит планку уровня безопасности в велотуризме как виде спорта.
На наш взгляд, предыдущие и настоящие Перечни имеют разумные рамки, которых нужно придерживаться, как это делают пешеходные и лыжные туристы Украины, не сочиняя и не заявляя пятые категории в Крыму и Карпатах.
7. Если проанализировать эти эталонные велосипедные четвёрки и пятёрки по Крыму и Карпатам то, большинство перевалов в них всё время повторяется. В чём мораль? Возьмем, к примеру, Карпаты. Мастером спорта по ТУРИЗМУ вполне можно стать, не выезжая за пределы Карпат, пройдя 2 четвёрки (Уч. и Рук.), и 3 пятёрки (Уч. и 2Рук.), т.е. пройдя, пять походов по одним и тем же перевалам, не приобретя при этом разностороннего туристского опыта, необходимого уже при формировании МКК с высшими полномочиями.. Особенно такое положение интересно для тех велотуристов, кто, скажем, живёт в Львовской области - Мастером спорта можно стать, не выходя из дома, потому, как и предыдущие низшие категории сложности и высшие категории сложности никто не запрещает пройти в Карпатах. Вот и напрашивается в связи с этим мысль об учреждении новых спортивных званий в велотуризме – Мастер спорта по Карпатам и Мастер спорта по Крыму имени Соколова и имени Васильева. Как такие доморощенные Мастера спорта, не выезжавшие за пределы Украины, не побывавшие ни в Заполярье, ни в Кызыл-Кумах, ни в тундре, ни в тайге, ни в высокогорье и т.д., могут проводить консультационную работу с группами, выезжающими за пределы Украины. Имеют ли они моральное право подписывать им маршрутные документы, ведь за этим стоит как минимум некомпетентность, а как максимум безопасность. Вот и получается, что с одной стороны этими четверками и пятёрками мы способствуем тиражированию таких искусственных псевдо-Мастеров, а с другой, понижаем общий профессиональный уровень в туризме. С третьей стороны, у некоторых появилось желание ограничить работу в МКК старых, опытных туристов. А с четвёртой, мы, при всём этом, исключаем стимуляцию проведения высших категорий сложности за пределами Украины. Неужели всё это разумно и правильно? Что касается некоторых наших украинских велошестёрок, то это конечно отдельный разговор. На наш взгляд, здесь также наблюдается деградация. Потому что, в связи с общим понижением нормативных требований, многие, ранее пройденные украинскими велотуристами пятёрки, гораздо сложнее и интереснее нынешних технических шестёрок. При этом наблюдается парадокс: при увеличении возможности проведения высших категорий сложности, уменьшается количество опытных велотуристов, потому что, если пройдёшь походы 30 процентником, то уже через два похода (1к.сл. и 3к. сл.), ты опытный турист и уже в пятёрке. А пятёрка доморощенная, как и предыдущие единичка и тройка, а за ней шестёрка уже, скажем, на Памир. Вот, так и получаются, у нас, «квалифицированные» шестёрочники через три участия, с соответствующими амбициями. Вот и выходит, что непродуманные и введенные в действие новшества, снижают общий профессиональный и спортивный уровень велосипедного туризма на Украине
8. В Российском Перечне классифицированных велосипедных маршрутов на 2005 год отмечено: «…группам необходимо более внимательно относиться к планированию велосипедных маршрутов, включать в них как можно больше велосипедных препятствий, помнить что «чужеродные» (горные и пешеходные) препятствия не могут служить основанием для повышения категории сложности в велопоходах. Часто вместо велосипедной «пятерки» у многих получается велосипедная «троечная» заброска на горную «единичку» с небезопасным тасканием велосипеда на перевалы 1А и 1Б. Вот этим разумным утверждением нужно было бы пользоваться и нам, при разработке нормативов категорированных велопоходов.
9. В связи со всеми вышеизложенными, вкратце, проблемами, связанными с работой нынешнего руководства Центральной велокомиссии Украины, предлагаем:
1) отстранить от кураторства, Украинской велокомиссии, вице-президента ФСТУ Соколова В.А.;
2) переизбрать Украинскую велокомиссию;
3) создать рабочую группу по разработке нового Перечня классифицированных маршрутов велопоходов и методики категорирования веломаршрутов;
4) с учётом сложившихся обстоятельств, рассмотреть вопрос о разработке и внесении изменений в Правила проведения соревнований по спортивному велотуризму, с последующей их апробацией на соревнованиях;
5) рассмотреть проблемы, изложенные в данном письме, на заседании Исполкома ФСТУ.

Председатель Украинской
Республиканской велокомиссии
(до 1980г): Ливинский Н.П.

Председатель Харьковской
областной велокомиссии
(до 2000г): Безуглый А.В.

Председатель Донецкой
областной велокомиссии
(до 2009 г.): Пузаков Ю.Н

Председатель Донецкой
областной велокомиссии
(до 2010г): Мурашов А.В.

Председатель Харьковской
областной велокомиссии: Безуглый Д.А.

Зам. Председателя Днепро-
петровской областной вело-
комиссии: Андрушевич А.Ю."
Надежда умирает последней
www.asket.com.ua
Аватар пользователя
Командор
Администратор
 
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 20:14
Откуда: С Чаткальского хребта

Вернуться в Организационные вопросы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


cron